Так что же ещё можно было придумать такого полезного, чтобы разместить в одних-единственных часах, умещающихся на запястье и даже не очень его отягощающих? Например, будильник и таймер обратного отсчёта. Секундомер (это механизм старта – запуска – и сброса, т.е. остановки), который, впрочем, редко применяется в механических часах. Вышеупомянутый не раз хронограф (кстати, относительно давнее изобретение), с помощью которого можно измерять небольшие промежутки времени – он, как правило, состоит из двух отдельных маленьких циферблатов со стрелками и управляется при помощи заводной головки, либо с помощью двух отдельных кнопок, в более сложных моделях.

Но самым старшим и, наверное, самым заслуженным механизмом среди всех уточняющих информацию и облегчающих жизнь владельца часов можно назвать репетир – к слову сказать, первая в истории часов рукотворная автоматика. Это система подачи сигналов разных тональностей для различных промежутков времени, когда человеку надо понять, сколько именно времени прошло с какого-то момента. Если склянки на корабле это всего лишь удар колокола каждые полчаса, то часы с репетиром – целая музыкальная история, имеющая свой уникальный авторский мотив, по которому можно узнать руку создавшего их мастера. Минутный репетир был изобретён ещё в 17 веке, в эпоху, очень далёкую от электрификации и повсеместного оснащения источниками света. И был тогда насущной необходимостью в пользовании часами, поскольку определять на циферблате время, по большей части, было сложно. Поэтому в тёмное время суток ими, фактически, пользовались на слух.

Репетиры бывают часовыми, четвертными, десятиминутными (децимальными), пятиминутными и, наконец, минутными. Главное преимущество репетира состоит в том, что он отбивает требуемое хозяину время по его желанию, а не автоматически. Состоит этот чудесный механизм из двух частей: часовой и репетирной, т.е. повторяющей. Каждая из них обычно «живёт» на собственном заводном барабане. Гонгов тоже два – низкий часовой и тонкий минутный. А в целом это устройство очень сильно напоминает известный городок в табакерке из одноимённой сказки Одоевского. Валик, вращающий центрифугу и передающий ей энергию для удара молоточков по гонгу, улитки, связанные с часовым механизмом и получающие оттуда информацию о текущем времени – и рычаг активатора, который согласно установленной программе запускает эту конструкцию, приводя молоточки в действие: столько-то ударов часового гонга, столько-то сдвоенных низких и тонких ударов – четверти, и, наконец, минуты.

Следует добавить ещё и то, что у часов самого высокого класса в репетире устроено не два гонга, а больше. Количество нот, составляющих карильон, позволяет репетиру играть не просто перезвон, а заданную мелодию. Одна из всемирно известных часовых мастерских, Ulysse Nardin, ещё и дополняет свои часы с боем автоматонами – это фигурки, движущиеся в такт со звучанием гонгов. Такой крохотный, ювелирно исполненный карманный оркестрик на службе у точного времени…